Типовое положение о наставничестве

 

                                                                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                     Главный врач ГУЗ «КДЦ для детей №1»

                                                                                                                                                    А.В. Рогова____________________

                                                                                                                                                    приказ от  «09» августа 2017 г. № 151/1


 
 

ТИПОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

о наставничестве в ГУЗ «КДЦ для детей №1»

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Наставничество – общественное явление, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов медицинского профиля: врачей, медицинских сестер (далее – молодых специалистов). Наставничество представляет собой школу профессионального воспитания, являющегося одним из основных разделов воспитательной деятельности трудового коллектива. Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики, средством воспитания и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в медицинскую организацию после окончания образовательного учреждения, а также и в период обучения в образовательном учреждении при прохождении производственной практики в медицинской организации.

2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, приобретение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов в медицинской организации, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни учреждения.

3. Наставником может  быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе.

4. Кандидатуры  наставников предлагаются заместителями главного врача, главной медицинской сестрой по согласованию с заведующими отделений в соответствии со следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение решать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.

5. Списочный состав наставников утверждаются руководителем учреждения.

6. Наставник назначается приказом главного врача учреждения не позднее двух недель со дня трудоустройства молодого специалиста в медицинскую организацию на основании добровольного согласия сторон, вследствие доверия руководства. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до 6 месяцев. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 1 года.

7. Критериями соответствия роли наставника следует считать: готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; способность применять современные подходы к обучению; служить положительной моделью в профессии и общении.

Сотрудники, имеющие дисциплинарные взыскания, к наставнической работе на период действия данного взыскания не привлекаются.

8. Критериями работы наставника являются: владение технологией воспитательного процесса, умение осуществлять функции управления в виде целеполагания наставляемого, мотивации и планирования его обучения и достижение цели в запланированные сроки.

9. Замена наставника производится в соответствии с приказом главного врача учреждения:

– при прекращении наставником трудовых отношений;

– при переводе (назначении) наставника в другое отделение медицинской организации;

– при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;

– по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.

10. Наставник составляет план по форме согласно приложению 1 к настоящему положению и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста.

11. В течение десяти календарных дней по окончании срока наставничества, установленного приказом главного врача медицинской организации, наставник составляет отчет об итогах наставничества по форме согласно приложению 2 к настоящему положению, и, согласовав его с заведующим отделением, представляет руководителю медицинской организации.

При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессиональных навыков и умений.

12. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения руководителем медицинской организации приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.

13. Результатами эффективной работы наставника считаются:

освоение и использование молодым специалистом, в отношении которого осуществлялось наставничество, теоретических знаний в практической деятельности;

положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;

самостоятельность молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;

дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной деятельностью.

14. Администрация учреждения, профсоюзный комитет имеют право поощрять наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.

II. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

1. Организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в общественной жизни медицинской организации.

2. Воспитание молодых специалистов на примерах работы лучших работников медицинской организации. Использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов.

3. Ознакомление с историей медицинской организации, этапами ее деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.

4. Ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки молодому специалисту в решении сложных для него проблем.

5. Вовлечение молодых специалистов к выполнению научно-практической работы.

6. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.

7. Привлечение молодых специалистов к организации и проведению праздников (день медицинского работника, юбилейная дата медицинской организации или подразделений медицинской организации, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).

8. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.

9. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.

10. Подведение итогов работы по наставничеству.

 

III. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

 

1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением о наставничестве, должностной инструкцией.

Наставник обязан:

– максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;

– составлять план работы с молодым специалистом и оценивать ее эффективность с регистрацией результатов в дневнике;

– просто и доступно заострять внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, ненавязчиво поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства, уметь выслушать;

– получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;

– содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основным направлениям деятельности, с организацией работы в медицинской организации;

– передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

– периодически докладывать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;

– составлять отчет по итогам наставнической работы.

Наставник имеет право:

– подавать предложения при решении вопросов о перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;

– принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.

За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству, наставник может быть отстранен от данной работы.

2. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, обязан:

– выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией;

– в соответствии с поставленными задачами, овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить и использовать в работе действующее законодательство и нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинской организации и конкретного специалиста;

– максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в медицинской организации;

– проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;

– дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.

Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:

– пользоваться имеющейся в медицинской организации служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;

– в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;

– при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему соответствующим отделением медицинской организации.

3. Права и ответственность наставников и молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа, основываются на правах и ответственности сотрудников медицинской организации, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.

 


                                                                                                                          Приложение № 1

                                                                                                                          к Типовому положению о наставничестве

                                                                                                                          в ГУЗ «КДЦ для детей №1»

                                                                          План

 Фамилия, имя, отчество молодого специалиста, в отношении которого

осуществляется наставничество ________________________________________________

должность _________________________________________________________________

Период наставничества с _____________ 20___ г. по ______________ 20___ г..

п/п

Мероприятия по наставничеству

Сроки исполнения

Отметка об исполнении

1

2

3

4

1. Социально-психологическая адаптация

1.1.

Представление молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставничество, с коллективом, ознакомление с организационной структурой медицинской организации

  

1.2.

Ознакомление с должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка медицинской организации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовой дисциплиной в коллективе.

  

1.3.

Иные мероприятия

  

2. Профессиональная адаптация

2.1.

Изучение действующих нормативных документов по:

лечебному процессу, санитарно-противоэпидемическому режиму;

охране труда и технике безопасности;

проблемам организации здравоохранения. Изучение иных приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению должностных обязанностей данным молодым специалистом.

(указываются конкретные мероприятия)

  

2.2.

Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста.

 (указываются конкретные мероприятия)

  

2.3.

Изучение порядка оформления документации.

(указываются конкретные мероприятия)

  

2.4.

Изучение вопросов медицинской этики и деонтологии.

  

2.5.

Оказание консультативной помощи в работе по специальности.

  

2.6.

Изучение медицинской литературы.

  

2.7.

Выполнение самостоятельных практических  заданий

 (указываются конкретные мероприятия)

  

2.8.

Ознакомление с положением о санитарном просвещении, формами пропаганды здорового образа жизни.

  

2.9.

Проверка навыков, знаний и умений, приобретенных молодым специалистом, в отношении которого осуществляется наставничество.

  

2.10.

Представление лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, отчета о профессиональной служебной деятельности

  

2.11.

Иные мероприятия.

  

Наставник

 

(должность, Ф.И.О., подпись)

                                                                                                                   ____ ____________ 20___ г.

                         Молодой специалист, в отношении которого осуществлялось наставничество

 

(должность, Ф.И.О., подпись)

                                                                                                                  ____ ____________ 20___ г.

 

 

                                                                                                                          Приложение № 2

                                                                                                                          к Типовому положению о наставничестве

                                                                                                                          в ГУЗ «КДЦ для детей №1»

 

                                                          Отчет об итогах наставничества

Молодой специалист_________________________________________________________

Наставник__________________________________________________________________

Период наставничества с _____________ 20___ г. по ______________ 20___ г.г.

Проведенные мероприятия

Выводы по итогам наставничества

Рекомендации по итогам наставничества

Наставник

(должность, Ф.И.О., подпись)

____ ____________ 20___ г.

Ознакомлен:

(должность, Ф.И.О., подпись лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)

____ ____________ 20___ г.