УТВЕРЖДЕНО
Главный врач ГУЗ «КДЦ для детей №1»
А.В. Рогова____________________
приказ от «09» августа 2017 г. № 151/1
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в ГУЗ «КДЦ для детей №1»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Наставничество – общественное явление, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов медицинского профиля: врачей, медицинских сестер (далее – молодых специалистов). Наставничество представляет собой школу профессионального воспитания, являющегося одним из основных разделов воспитательной деятельности трудового коллектива. Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики, средством воспитания и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в медицинскую организацию после окончания образовательного учреждения, а также и в период обучения в образовательном учреждении при прохождении производственной практики в медицинской организации.
2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, приобретение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов в медицинской организации, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни учреждения.
3. Наставником может быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе.
4. Кандидатуры наставников предлагаются заместителями главного врача, главной медицинской сестрой по согласованию с заведующими отделений в соответствии со следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение решать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.
5. Списочный состав наставников утверждаются руководителем учреждения.
6. Наставник назначается приказом главного врача учреждения не позднее двух недель со дня трудоустройства молодого специалиста в медицинскую организацию на основании добровольного согласия сторон, вследствие доверия руководства. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до 6 месяцев. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 1 года.
7. Критериями соответствия роли наставника следует считать: готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; способность применять современные подходы к обучению; служить положительной моделью в профессии и общении.
Сотрудники, имеющие дисциплинарные взыскания, к наставнической работе на период действия данного взыскания не привлекаются.
8. Критериями работы наставника являются: владение технологией воспитательного процесса, умение осуществлять функции управления в виде целеполагания наставляемого, мотивации и планирования его обучения и достижение цели в запланированные сроки.
9. Замена наставника производится в соответствии с приказом главного врача учреждения:
– при прекращении наставником трудовых отношений;
– при переводе (назначении) наставника в другое отделение медицинской организации;
– при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
– по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
10. Наставник составляет план по форме согласно приложению 1 к настоящему положению и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста.
11. В течение десяти календарных дней по окончании срока наставничества, установленного приказом главного врача медицинской организации, наставник составляет отчет об итогах наставничества по форме согласно приложению 2 к настоящему положению, и, согласовав его с заведующим отделением, представляет руководителю медицинской организации.
При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессиональных навыков и умений.
12. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения руководителем медицинской организации приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.
13. Результатами эффективной работы наставника считаются:
освоение и использование молодым специалистом, в отношении которого осуществлялось наставничество, теоретических знаний в практической деятельности;
положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
самостоятельность молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной деятельностью.
14. Администрация учреждения, профсоюзный комитет имеют право поощрять наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.
II. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. Организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в общественной жизни медицинской организации.
2. Воспитание молодых специалистов на примерах работы лучших работников медицинской организации. Использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов.
3. Ознакомление с историей медицинской организации, этапами ее деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.
4. Ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки молодому специалисту в решении сложных для него проблем.
5. Вовлечение молодых специалистов к выполнению научно-практической работы.
6. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.
7. Привлечение молодых специалистов к организации и проведению праздников (день медицинского работника, юбилейная дата медицинской организации или подразделений медицинской организации, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).
8. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.
9. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.
10. Подведение итогов работы по наставничеству.
III. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением о наставничестве, должностной инструкцией.
Наставник обязан:
– максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;
– составлять план работы с молодым специалистом и оценивать ее эффективность с регистрацией результатов в дневнике;
– просто и доступно заострять внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, ненавязчиво поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства, уметь выслушать;
– получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;
– содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основным направлениям деятельности, с организацией работы в медицинской организации;
– передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
– периодически докладывать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;
– составлять отчет по итогам наставнической работы.
Наставник имеет право:
– подавать предложения при решении вопросов о перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;
– принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.
За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству, наставник может быть отстранен от данной работы.
2. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, обязан:
– выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией;
– в соответствии с поставленными задачами, овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить и использовать в работе действующее законодательство и нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинской организации и конкретного специалиста;
– максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в медицинской организации;
– проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
– дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
– пользоваться имеющейся в медицинской организации служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
– в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
– при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему соответствующим отделением медицинской организации.
3. Права и ответственность наставников и молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа, основываются на правах и ответственности сотрудников медицинской организации, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.
Приложение № 1
к Типовому положению о наставничестве
в ГУЗ «КДЦ для детей №1»
План
Фамилия, имя, отчество молодого специалиста, в отношении которого
осуществляется наставничество ________________________________________________
должность _________________________________________________________________
Период наставничества с _____________ 20___ г. по ______________ 20___ г..
№ п/п | Мероприятия по наставничеству | Сроки исполнения | Отметка об исполнении |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Социально-психологическая адаптация | |||
1.1. | Представление молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставничество, с коллективом, ознакомление с организационной структурой медицинской организации | ||
1.2. | Ознакомление с должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка медицинской организации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовой дисциплиной в коллективе. | ||
1.3. | Иные мероприятия | ||
2. Профессиональная адаптация | |||
2.1. | Изучение действующих нормативных документов по: лечебному процессу, санитарно-противоэпидемическому режиму; охране труда и технике безопасности; проблемам организации здравоохранения. Изучение иных приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению должностных обязанностей данным молодым специалистом. (указываются конкретные мероприятия) | ||
2.2. | Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста. (указываются конкретные мероприятия) | ||
2.3. | Изучение порядка оформления документации. (указываются конкретные мероприятия) | ||
2.4. | Изучение вопросов медицинской этики и деонтологии. | ||
2.5. | Оказание консультативной помощи в работе по специальности. | ||
2.6. | Изучение медицинской литературы. | ||
2.7. | Выполнение самостоятельных практических заданий (указываются конкретные мероприятия) | ||
2.8. | Ознакомление с положением о санитарном просвещении, формами пропаганды здорового образа жизни. | ||
2.9. | Проверка навыков, знаний и умений, приобретенных молодым специалистом, в отношении которого осуществляется наставничество. | ||
2.10. | Представление лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, отчета о профессиональной служебной деятельности | ||
2.11. | Иные мероприятия. |
Наставник
| ||||
(должность, Ф.И.О., подпись) |
____ ____________ 20___ г.
Молодой специалист, в отношении которого осуществлялось наставничество
(должность, Ф.И.О., подпись) |
____ ____________ 20___ г.
Приложение № 2
к Типовому положению о наставничестве
в ГУЗ «КДЦ для детей №1»
Отчет об итогах наставничества
Молодой специалист_________________________________________________________
Наставник__________________________________________________________________
Период наставничества с _____________ 20___ г. по ______________ 20___ г.г.
Проведенные мероприятия
Выводы по итогам наставничества
Рекомендации по итогам наставничества
Наставник
(должность, Ф.И.О., подпись) |
____ ____________ 20___ г.
Ознакомлен:
(должность, Ф.И.О., подпись лица, в отношении которого осуществлялось наставничество) |
____ ____________ 20___ г.